Положение об антикоррупционной политике ООО «Универсал»

Скачать Положение об антикоррупционной политике ООО «Универсал» (с печатью и подписью, формат .PDF)

  1. Антикоррупционная политика ООО «Универсал» представляет собой комплекс закрепленных в настоящем Положении взаимосвязанных принципов, процедур и мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности ООО «Универсал» (далее -Организация).
  2. Настоящее Положение основано на нормах Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 25.12.2008№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и разработано с учетом Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, У става Организации и других локальных актов Организации.
  3. Целями антикоррупционной политики Организации являются:
  • обеспечение соответствия деятельности Организации требованиям антикоррупционного законодательства;
  • минимизация рисков вовлечения Организации и ее работников в коррупционную деятельность;
  • формирование единого подхода к организации работы по предупреждению коррупции в Организации;
  • формирование у работников Организации нетерпимости к коррупционному поведению.
  1. Задачами антикоррупционной политики Организации являются:
  • определение должностных лиц Организации, ответственных за реализацию антикоррупционной политики Организации;
  • информирование работников Организации о нормативном правовом обеспечении работы по предупреждению коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
  • определение основных принципов работы по предупреждению коррупции в Организации;
  • разработка и реализация мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в Организации;
  • закрепление ответственности работников Организации за несоблюдение требований антикоррупционной политики Организации.
  1. Для целей настоящего Положения используются следующие основные понятия:

коррупция -злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иною имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу, другим физическим лицам. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица;

взятка -получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо выгоды в виде услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе;

коммерческий подкуп -незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением;

противодействие коррупции -деятельность федерацьных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

  • по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
  • по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
  • по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений;

предупреждение коррупции ‒ деятельность Организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами и обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений;

работник Организации ‒ физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с Организацией;

контрагент Организации ‒ любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым Организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений;

конфликт интересов‒ ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника Организации (представителя Организации) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им трудовых (должностных) обязанностей;

личная заинтересованность ‒ возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) работником Организации и (или) лицами, состоящими с ним в близком родстве или свойстве (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми работник Организации и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

II. Область применения настоящего Положения и круг лиц, на которых распространяется его действие

  1. Настоящее Положение распространяется на руководителя Организации и работников Организации вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций.
  2. Нормы настоящего Положения могут распространяться на иных физических и (или) юридических лиц, с которыми Организация вступает в договорные отношения, в случае, если это закреплено в договорах, заключаемых Организацией с такими лицами.

III. Основные принципы антикоррупционной политики Организации

  1. Антикоррупционная политика Организации основывается на следующих основных принципах:

1) принцип соответствия антикоррупционной политики Организации законодательству Российской Федерации и общепринятым нормам права.

Соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству о противодействии коррупции и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, действие которых распространяется на Организацию.

2) принцип личного примера руководства.

Ключевая роль руководителя Организации в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции в Организации.

3) принцип вовлеченности работников.

Информированность работников Организации о положениях антикоррупционного законодательства, обеспечение их активного участия в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.

4) принцип соразмерности антикоррупционных процедур коррупционным рискам.

Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения руководителя Организации, работников Организации в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности Организации коррупционных рисков.

5) принцип эффективности антикоррупционных процедур.

Реализация антикоррупционных мероприятий в Организации простыми способами, имеющими низкую стоимость и приносящими требуемый (достаточный) результат.

6) принцип ответственности и неотвратимости наказания.

Неотвратимость наказания для руководителя Организации и работников Организации вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководителя Организации за реализацию антикоррупционной политики Организации.

7) принцип открытости хозяйственной и иной деятельности.

Информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в Организации антикоррупционных стандартах и процедурах.

8) принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.

Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.

IV. Должностные лица Организации, ответственные за реализацию антикоррупционной политики Организации

  1. Руководитель Организации является ответственным за организацию всех мероприятий, направленных на предупреждение коррупции в Организации.
  2. Руководитель Организации, исходя из стоящих перед Организацией задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры Организации, назначает лицо или несколько лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики Организации в пределах их полномочий.
  3. Основные обязанности должностного лица (должностных лиц), ответственного (ответственных) за реализацию антикоррупционной политики Организации:
  • подготовка рекомендаций для принятия решений по вопросам предупреждения коррупции в Организации;
  • подготовка предложений, направленных на устранение причин и условий, порождающих риск возникновения коррупции в Организации;
  • разработка и представление на утверждение руководителю Организации проектов локальных нормативных актов, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции в Организации;
  • проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений, совершенных работниками Организации;
  • организация проведения оценки коррупционных рисков;
  • прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников Организации к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками Организации или иными лицами;
  • организация работы по рассмотрению сообщений о конфликте интересов;
  • оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими проверок деятельности Организации по вопросам предупреждения коррупции;
  • оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных правонарушений и преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;
  • организация мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции в Организации и индивидуального консультирования работников Организации;
  • индивидуальное консультирование работников Организации;
  • участие в организации антикоррупционной пропаганды;
  • ежегодное проведение оценки результатов работы по предупреждению коррупции в Организации и подготовка соответствующих отчетных материалов для руководителя Организации.

V. Обязанности руководителя Организации и работников Организации, по предупреждению коррупции

  1. Работники Организации знакомятся с настоящим Положением под роспись.
  2. Соблюдение работником Организации требований настоящего Положения учитывается при оценке деловых качеств работника, в том числе в случае назначения его на вышестоящую должность, при решении иных кадровых вопросов.
  3. Руководитель Организации и работники Организации вне зависимости от должности и стажа работы в Организации в связи с исполнением ими трудовых обязанностей в соответствии с трудовым договором должны:
  • руководствоваться требованиями настоящего Положения и неукоснительно соблюдать принципы антикоррупционной политики Организации;
  • воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений, в том числе в интересах или от имени Организации;
  • воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения, в том числе в интересах или от имени Организации.
  1. Работник Организации вне зависимости от должности и стажа работы в Организации в связи с исполнением им трудовых обязанностей в соответствии с трудовым договором должен:
  • незамедлительно информировать руководителя Организации и своего непосредственного руководителя о случаях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;
  • незамедлительно информировать руководителя Организации и своего непосредственного руководителя о ставших известными ему случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками Организации;
  • сообщить руководителю Организации и своему непосредственному руководителю о возникшем конфликте интересов либо о возможности его возникновения.

VI. Перечень мероприятий по предупреждению коррупции, реализуемых Организацией

Направление Мероприятие
Нормативное обеспечение, закрепление стандартов поведения и декларация намерений Разработка и принятие Кодекса этики и служебного поведения работников Организации
Разработка и внедрение положения о конфликте интересов
Введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью Организации, положений о соблюдении антикоррупционных стандартов (антикоррупционной оговорки)
Введение в трудовые договоры работников Организации антикоррупционных положений, а также в должностные инструкции обязанностей работников Организации, связанных с предупреждением коррупции
Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур Введение процедуры информирования работником Организации руководителя Организации и своего непосредственного руководителя о случаях склонения его к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений
Введение процедуры информирования работником Организации руководителя Организации и своего непосредственного руководителя о ставшей известной работнику Организации информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками Организации, контрагентами Организации или иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений
Введение процедуры информирования работником Организации руководителя Организации и своего непосредственного руководителя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов
Введение процедур защиты работников Организации, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности Организации
Обучение и информирование работников Учреждения Ознакомление работников Организации под роспись с локальными нормативными актами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в Организации, при приеме на работу, а также при принятии локального нормативного акта
Проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции
Организация индивидуального консультирования работников Организации по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур, исполнения обязанностей
Оценка результатов проводимой антикоррупционной работы Подготовка и представление руководителю Организации отчетных материалов о проводимой работе в сфере противодействия коррупции и достигнутых результатах

VII. Меры по предупреждению коррупции при взаимодействии с контрагентами Организации

  1. Работа по предупреждению коррупции при взаимодействии с контрагентами Организации проводится в Организации по следующим направлениям:

1) установление и сохранение деловых (хозяйственных) отношений с теми контрагентами Организации, которые ведут деловые (хозяйственные) отношения на добросовестной и честной основе, заботятся о собственной репутации, демонстрируют поддержку высоким этическим стандартам при ведении хозяйственной деятельности, реализуют собственные меры по противодействию коррупции, участвуют в коллективных антикоррупционных инициативах;

2) внедрение специальных процедур проверки контрагентов Организации в целях снижения риска вовлечения Организации в коррупционную деятельность и иные недобросовестные практики в ходе отношений с контрагентами Организации (сбор и анализ находящихся в открытом доступе сведений о потенциальных контрагентах Организации: их репутации в деловых кругах, длительности деятельности на рынке, участии в коррупционных скандалах и т.п.);

3) распространение на контрагентов Организации применяемых в Организации программ, политик, стандартов поведения, процедур и правил, направленных на профилактику и противодействие коррупции;

4) включение в договоры, заключаемые с контрагентами Организации, положений о соблюдении антикоррупционных стандартов (антикоррупционной оговорки);

5) размещение на официальном сайте Организации информации о мерах по предупреждению коррупции, принимаемых в Организации.

VIII. Оценка коррупционных рисков

  1. Целью оценки коррупционных рисков в деятельности Организации является определение конкретных работ, услуг и форм деятельности, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками Организации коррупционных правонарушений как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды Организации.
  2. В Организации устанавливается следующий порядок проведения оценки коррупционных рисков:
  • выделение «критических точек» ‒ определяются работы, услуги, формы деятельности, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений;
  • составление описания возможных коррупционных правонарушений для каждого вида работы, услуги, формы деятельности, реализация которых связана с коррупционным риском;
  • подготовка «карты коррупционных рисков Организации» ‒ сводного описания «критических точек» и возможных коррупционных правонарушений;
  • определение перечня должностей в Организации, связанных с высоким уровнем коррупционного риска;
  • разработка комплекса мер по устранению или минимизации коррупционных рисков.
  1. Перечень должностей в Организации, связанных с высоким уровнем коррупционного риска, включает в себя:
  • должность руководителя Организации;
  • должность главного бухгалтера;
  • должность заместителя директора.
  1. Карта коррупционных рисков Организации включает следующие «критические точки»:
  • все виды платных услуг, оказываемых Организацией;
  • хозяйственно-закупочная деятельность;
  • бухгалтерская деятельность;
  • процессы, связанные с движением кадров в Организации (прием на работу, повышение в должности и т.д.);
  • принятие управленческих решений.

IX. Подарки и представительские расходы

  1. Подарки и представительские расходы, в том числе на деловое гостеприимство, которые работники Организации от имени Организации могут использовать для дарения другим лицам и организациям, либо которые работники Организации, в связи с их профессиональной деятельностью в Организации, могут получать от других лиц и организаций, должны соответствовать совокупности указанных ниже критериев:
  • быть прямо связанными с целями деятельности Организации;
  • быть разумно обоснованными, соразмерными и не являться предметами роскоши;
  • не представлять собой скрытое вознаграждение за услугу, действие, бездействие, попустительство, покровительство, предоставление прав, принятие определенного решения о сделке, соглашении, разрешении и т.п. или попытку оказать влияние на получателя с иной незаконной или неэтичной целью;
  • не создавать репутационного риска для Организации, работников Организации и иных лиц в случае раскрытия информации о подарках или представительских расходах;
  • не противоречить нормам действующего законодательства, принципам и требованиям настоящего Положения, другим локальным нормативным актам Организации.
  1. Подарки в виде сувенирной продукции (продукции невысокой стоимости) с символикой Организации, предоставляемые на выставках, презентациях, иных мероприятиях, в которых официально участвует Организации, допускаются и рассматриваются в качестве имиджевых материалов.
  2. Не допускаются подарки от имени Организации, работников Организации и его представителей третьим лицам в виде денежных средств, наличных или безналичных, в любой валюте.

X. Антикоррупционное просвещение работников Организации

  1. Антикоррупционное просвещение работников Организации осуществляется в целях формирования антикоррупционного мировоззрения, нетерпимости к коррупционному поведению, повышения уровня правосознания и правовой культуры работников Организации на плановой основе посредством антикоррупционного образования, и антикоррупционного консультирования.
  2. Антикоррупционное образование работников Организации осуществляется за счет Организации в форме подготовки (переподготовки) и повышения квалификации должностных лиц Организации, ответственных за реализацию антикоррупционной политики Организации.
  3. Антикоррупционное консультирование осуществляется в индивидуальном порядке должностными лицами Организации, ответственными за реализацию антикоррупционной политики Организации. Консультирование по частным вопросам противодействия коррупции, в том числе по вопросам урегулирования конфликта интересов, проводится в конфиденциальном порядке.

XI. Внутренний контроль и аудит

  1. Система внутреннего контроля и аудита Организации способствует профилактике и выявлению коррупционных правонарушений в деятельности Организации.
  2. Задачами внутреннего контроля и аудита в целях реализации мер предупреждения коррупции являются обеспечение надежности и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности Организации и обеспечение соответствия деятельности Организации требованиям нормативных правовых актов и локальных нормативных актов Организации.
  3. Для реализации мер предупреждения коррупции в Организации осуществляются следующие мероприятия внутреннего контроля и аудита:
  • проверка соблюдения различных организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции;
  • контроль документирования операций хозяйственной деятельности Организации;
  • проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска.
  1. Проверка соблюдения организационных процедур и правил деятельности, значимых с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции, охватывает как специальные антикоррупционные правила и процедуры, перечисленные в разделе VI настоящего Положения, так и иные правила и процедуры, представленные в Кодексе этики и служебного поведения работников Организации).
  2. Контроль документирования операций хозяйственной деятельности Организации прежде всего связан с обязанностью ведения Организацией финансовой (бухгалтерской) отчетности и направлен на предупреждение и выявление соответствующих нарушений: составление неофициальной отчетности, использование поддельных документов, запись несуществующих расходов, отсутствие первичных учетных документов, исправления в документах и отчетности, уничтожение документов и отчетности ранее установленного срока и т. д.
  3. Проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска проводится в отношении обмена деловыми подарками, представительских расходов, благотворительных пожертвований, вознаграждений с учетом обстоятельств ‒ индикаторов неправомерных действий:
  • оплата услуг, характер которых не определён либо вызывает сомнения;
  • предоставление подарков, оплата транспортных, развлекательных услуг, выдача на льготных условиях займов, предоставление иных ценностей или благ работникам Организации, работникам аффилированных лиц и контрагентов;
  • выплата посреднику или контрагенту вознаграждения, размер которого превышает обычную плату для Организации или плату для данного вида услуг;
  • закупки или продажи по ценам, значительно отличающимся от рыночных цен;
  • сомнительные платежи наличными денежными средствами.

XII. Сотрудничество с органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции

  1. Организация принимает на себя обязательство сообщать в правоохранительные органы обо всех случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых Организации стало известно.

Обязанность по сообщению в правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых стало известно Организации, закрепляется за должностным лицом Организации, ответственным за реализацию антикоррупционной политики Организации.

  1. Организации принимает на себя обязательство воздерживаться от каких-либо санкций в отношении работников Организации, сообщивших в органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) и правоохранительные органы о ставшей им известной в ходе выполнения трудовых обязанностей информации о подготовке к совершению или совершении коррупционного правонарушения.
  2. Сотрудничество с органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительными органами осуществляется в форме:
  • оказания содействия уполномоченным представителям органов государственного контроля (надзора) и правоохранительных органов при проведении ими контрольно ‒ надзорных мероприятий в Организации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
  • оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных правонарушений, включая оперативно-розыскные мероприятия.
  1. Руководитель Организации и работники Организации оказывают поддержку правоохранительным органам в выявлении и расследовании фактов коррупции, предпринимают необходимые меры по сохранению и передаче в правоохранительные органы документов и информации, содержащих данные о коррупционных правонарушениях.
  2. Руководитель Организации и работники Организации не должны допускать вмешательства в деятельность должностных лиц органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительных органов.

XIII. Ответственность за несоблюдение требований настоящего Положения и нарушение антикоррупционного законодательства

  1. Все работники Организации должны руководствоваться настоящим Положением и неукоснительно соблюдать закрепленные в нем принципы и требования.
  2. Руководитель Организации является ответственным за обеспечение контроля за соблюдением требований настоящего Положения своими подчинёнными.
  3. Лица, виновные в нарушении требований антикоррупционного законодательства, несут ответственность в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

XIV. Порядок пересмотра настоящего Положения и внесения в него изменений

  1. Организации осуществляет регулярный мониторинг эффективности реализации антикоррупционной политики Организации.
  2. Должностное лицо Организации, ответственное за реализацию антикоррупционной политики Организации, ежегодно готовит отчет о реализации мер по предупреждению коррупции в Организации, представляет его руководителю Организации. На основании указанного отчета в настоящее Положение могут быть внесены изменения.
  3. Пересмотр настоящего Положения может проводиться в случае внесения изменений в трудовое законодательство, законодательство о противодействии коррупции, а также в случае изменения организационно-правовой формы или организационно-штатной структуры Организации.